Как понять, гармонично ли развивается ваш ребенок?
Об этом переживают все молодые мамы. Двигательная активность и навыки – это самое показательное, что вы можете оценить самостоятельно. Мы дадим вам примерные ориентиры развития крупной и мелкой моторики у детей.
Это не только позволит обнаружить отставания, если они есть. С помощью этой информации вы сможете определить зону ближайшего развития ребенка – то есть, чему в ближайшее время он должен научиться и как ему в этом помочь.
Но все сроки, конечно же, приблизительны. Дети в раннем возрасте очень гибки и легко могут догнать и перегнать сверстников, даже если в чем-то отстали.
Отставание может быть связано с болезнью, весом, стрессом, переездом, отлучением от груди – со временем это всё исправится. Также имейте в виду, что если ваш ребенок родился раньше срока, в первые месяцы отклонение от общепринятых норм в развитии крупной моторики естественно.
1 – 4 недели
Это период безусловных рефлексов. Рефлексы должны быть одинаково выражены с обеих сторон – слева и справа:
- Хватательный – кулачок ребенка сжимается, если провести с тыльной стороны;
- Поисковый – поворачивает голову в сторону при поглаживании щечки с соответствующей стороны;
- Хоботковый – губки складываются в трубочку, если постучать рядом с ними пальцем;
- Шаговый – при вертикальном положении переставляет ножки;
- Рефлекс Бауэра – если лежа на животе малыш почувствует опору под стопами, то попытается толкаться от неё и ползти;
- Защитный – лежа на животе приподнимает головку и поворачивает в сторону.
Кулачки сжаты, иногда пальчики медленно двигаются.
1 месяц
Выкладываем малыша на животик – он пытается поднимать и удерживать головку, роняет её и кладет набок. К полутора месяцам поднимает голову на 45 градусов, может удерживать до 10-20 секунд, при этом напрягает ножки.
Рекомендации: выкладывайте ребенка на животик несколько раз в день, даже если ему это не нравится. Делайте массаж ладошек, пальчиков, стоп. Вкладывайте в ручку легкую погремушку.
Читайте, как выбрать первые игрушки для новорожденного>>>
2 месяца
Может недолго удерживать голову при ношении “столбиком”. Лежа на животе хорошо её держит, локти согнуты, ножки двигаются. Открывает кулачок, берет погремушку и тянет в рот.
Рекомендации: те же. Предлагайте малышу разные погремушки, водите ими в разные стороны, чтобы он следил глазами.
3 месяца
Хорошо держит головку в вертикальном положении, лежа на животе поднимает её высоко, опираясь на локти и кисти. Если взять его за подмышки, то крепко упирается ногами в опору. Тянется к игрушке, хватает её.
Рекомендации: учите малыша переворачиваться на бочок, ставьте ножками к себе на колени. Рассказывайте потешки, пойте песенки.
4 месяца
Хорошо опирается на ноги. Переворачивается набок в обе стороны. Поднимает голову, лежа на спине. Рассматривает и трогает игрушки, находящиеся близко. Захватывает их двумя пальцами и тянет ко рту.
Рекомендации: делайте массаж и упражнения для укрепления мышц спины.
5 месяцев
Сидит с поддержкой. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Берет игрушку из рук взрослого, захватывает мелкие детали.
Рекомендации: не спешите надолго усаживать ребенка “в подушки”, то есть с опорой. Пока ребенок не садится сам, его позвоночник не готов к такой нагрузке. Помогайте переворачиваться на спинку через обе стороны.
6 месяцев
Переворачивается с живота на спину, пытается двигаться и ползать. Лежа на животе вытягивает вперед одну руку. Подолгу изучает игрушки, перекладывает в руках, берет из разных положений.
Рекомендации: помогайте переворачиваться со спины на животик через обе стороны.
7 месяцев
Переворачивается с живота на спину. Пытается ползать по-пластунски, встает на четвереньки, из положения лежа пытается сесть. Активно играет игрушками – машет, стучит, бросает.
Рекомендации: показывайте как можно обращаться с разными игрушками, какие звуки они издают.
8 месяцев
Стоит на четвереньках. Садится и сидит уверенно. Пытается подтянуться и встать у опоры, переминается с ноги на ногу. Использует большой палец при захватывании игрушки, активно действует с ней, повторяет манипуляции с игрушкой за взрослым. Снимает кольца с пирамидки.
Рекомендации: читайте книги с короткими стишками и простыми предметными картинками (то есть на картинке должен быть изображен один предмет без лишних деталей и сложного сюжета).
9 месяцев
Ползает на четвереньках. Ходит вдоль опоры. По-разному обращается с предметами: ставит кубик на кубик, катает мячик, открывает крышку, гремит, нажимает на кнопки.
Рекомендации: не злоупотребляйте ходунками, ребенок не должен проводить там много времени (почему?). Тренируйте пинцетный захват – давайте мелкие предметы (под присмотром!), играйте с крупами.
10 месяцев
Встает и стоит у опоры самостоятельно, ходит с поддержкой за обе руки, встает на невысокую ступеньку или уклон. Пинцетный захват: берет мелкие предметы большим и указательным пальцами. Активно манипулирует предметами, может что-то сделать по просьбе взрослого.
Рекомендации: Ребенок по-прежнему должен много ползать для тренировки мышечного корсета. Продолжаем тренировать пинцетный захват и играть с крупами.
11 месяцев
Стоит самостоятельно, ходит с поддержкой, может делать первые шаги. С предметами учится взаимодействовать по-новому, выполняет команды взрослых – ставит кубик на кубик, одевает кольца на крупную пирамидку. Пытается есть ложкой.
Рекомендации: играйте с малышом, показывайте возможности предметов, помогайте собирать пирамидку, хвалите ребенка.
12 месяцев
Ходит самостоятельно без опоры. Перелистывает страницы книги из картона, опускает мелкие предметы в небольшое отверстие, самостоятельно катает машинку, кормит куклу и т.д.
Рекомендации: показывайте как кормить и качать куклу, катать мишку в коляске и т.п. Если ребенок еще не пошел, не стоит переживать, помогите ему тренировать мышцы.
13 – 15 месяцев
Ходит подолгу, приседает на корточки, нагибается. В книге переворачивает несколько бумажных страниц за один раз.
16 – 18 месяцев
Перешагивает приставным шагом через преграды. Разрывает бумагу, рисует каляки-маляки.
1 год 7-9 месяцев
Ходит по узкой поверхности (20 см). Переворачивает по одной странице.
1 год 10 месяцев – 2 года
Поднимается и опускается по лестнице приставными шагами, держится за перила. Через препятствия перешагивает поочередным шагом.
2-3 года
Бегает, приседает и встает, нагибается и поднимает предметы с пола. Стоит на одной ноге без опоры. Перешагивает через высокие преграды. Спускается и поднимается по лестнице обычным шагом, держась за перила. Ездит на трехколесном велосипеде.
Правильно держит карандаш. Рисует линии и круги по образцу. Определяется ведущая рука (лево- или праворукость).
3-4 года
Прыгает на двух ногах, свободно ходит и бегает, не шаркает ногами. Умеет прыгать на одной ноге и делать кувырок вперед. Бросает мяч двумя руками. Расстегивает пуговицы. Рисует круг.
4-6 лет
Хорошо развита координация, движения рук и ног координированы. Бегает по кругу, ходит по скамейке, прыгает с высоты. Прыгает с разбега в длину. Размахивается и метает предметы, ловит мяч одной рукой.
Режет ножницами, рисует квадрат и треугольник.
Развитие крупной и мелкой моторики у детей тесно взаимосвязано с психическим развитием. Ведь с помощью движений малыш познает мир. Дайте вашему ребенку свободу, не ограничивайте чрезмерно, обеспечьте условия для двигательной активности и ваш ребенок будет развиваться гармонично.
Если вы замечаете какие-то отклонения – не стоит раньше времен впадать в панику, обратитесь к неврологу за профессиональной консультацией, а лучше к нескольким.
Рекомендуемые статьи: