Как заметить задержку речевого развития и вовремя помочь малышу

помочь ребенку в развитии речи

Для вас может стать откровением, что о развитии речи малыша стоит задумываться уже с первых месяцев. Даже в этот период можно заметить отклонения и попытаться помочь ему избежать задержки речевого развития.

Наилучшее время для формирования речевых навыков – это первые три года жизни. Именно в это время всё дается легче и быстрее, любая помощь и занятия дают хороший результат. После трех лет по природе заложена необходимость в развитии других навыков и речь начинает всё больше отставать, всё труднее добиться быстрых успехов.

Именно поэтому нужно как можно раньше заметить отклонения и заняться их устранением вовремя – до 3 лет. Наша статья поможет вам сориентироваться и принять правильные меры.

Ни в коем случае не стоит пускать это дело на самотек, слушать истории знакомых о том, как их ребенок до 3 лет не говорил, а потом “как заговорил сразу целыми предложениями”. Эти истории не про вас, а драгоценное время упускать чревато. Ведь успешное развитие в данный момент окажет влияние на все психические процессы в будущем, способности к обучению и познанию мира.

Первый год жизни – гуление и лепет

К концу первого месяца жизни вы уже должны отметить первые попытки ребеночка гулить – произносить тихие певучие звуки вроде “гу”, “агу”, “ба”. Постепенно эти попытки становятся всё смелее, звуки громче, протяжнее, затем целые цепочки разных новых звуков (“кхн”, “агн”). Так к 3 месяцам ребенок начинает лепетать.

В 6 месяцев малыш с удовольствием играет со звуками:”ба-ба-ба”, “ма-ма-ма”, “па-па-па” на разные лады.

К 9-12 месяцам малыш активно “болтает”, повторяя разные интонации за взрослыми, понимает мимику и жесты, играет в “ладушки”.

Если ваш любимый малыш не издает никаких звуков к 4-6 месяцам или лепетные слова короткие, необходимо обратиться к невропатологу.

Что можете сделать вы? Начиная с самого рождения много говорите с малышом, общайтесь и играйте с ним. Если вы заметили задержку в формировании гуления и лепета, удвойте свои усилия:

  • рассказывайте обо всем, что видите,
  • читайте короткие стишки и потешки, сопровождая ими такие действия как одевание, купание, массаж и игры,
  • пойте песни и колыбельные, танцуйте с малышом на руках,
  • играйте яркими игрушками и погремушками,
  • массируйте пальчики и ладошки (как это делать >>>),
  • разговаривайте с малышом лицом к лицу, чтобы он видел ваши губы (можно для привлечения внимания накрасить их яркой помадой).

ребенок не говорит в 2 года

Более подробно об этапах и нормах развития речи и психики по месяцам можно посмотреть здесь: Развитие речи ребенка по возрастам >>>



Если после года ребенок не заговорил

И вот ребенку уже исполнился годик, а вместо 5-10 слов, которые положены по нормам, у него еще нет ни одного. Вы ждете еще месяц, два, три, а у малыша до сих пор пара слов в запасе…

Если вы до сих пор не обратились к неврологу, то откладывать далее уже просто нельзя. Если серьезных причин для задержки речевого развития нет, то вам могут назначить медикаменты или физиопроцедуры для стимуляции речевых зон мозга и речевых мышц. Постарайтесь ни от чего не отказываться, сейчас все средства хороши, ведь запускать этот процесс нельзя.

Также будет полезно обратиться к логопеду и дефектологу. Они могут дать массу дельных советов, научить играм и упражнениям на речь.

Например, обязательно, делайте такие простые упражнения в форме игры:

  • научите ребенка дуть – на перышко/бумажку/ватку, через соломинку в стакан с водой/морсом, в дудочку, надувать мыльные пузыри, и регулярно тренируйтесь, это позволяет укрепить мышцы и отточить глубокий выдох;
  • различные игры-упражнения для языка – высовывать его в разные стороны, цокать, облизывать блюдце;
  • упражнения для губ и щек – облизывать губы, растягивать их в улыбке, надувать щеки воздухом и водой.

задержка развития речи

Продолжайте много разговаривать с ребенком: называть все свои действия, показывать и называть предметы, части тела игрушек и людей, объясняйте рисунки в книгах, читайте стихи, пойте песни. В общем всё делайте вместе, всё показывайте и комментируйте. Однако не забывайте всё говорить четко, медленно и повторять по несколько раз.

Даже если ребенок и не пытается за вами повторять, это очень важно – вы формируете его пассивный словарный запас.

Создавайте у ребенка потребность в речи: задавайте вопросы, “не понимайте” чего он хочет, поощряйте его заканчивать строчки в стихотворениях.

Развивайте мелкую моторику: играйте с крупами и мелкими предметами, лепите из пластилина, трогайте разнофактурные материалы (гладкие и шершавые предметы, ткани), массируйте пальчики, играйте в пальчиковые игры. Подробнее об этом в статье: Массаж пальчиков ребенка. Мелкая моторика и развитие речи >>>




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.