Как развивать ребенка? Направления и системы раннего развития детей

системы раннего развития детей

Развитие детей с пеленок теряет свою актуальность, но по-прежнему остается довольно модным направлением.

Если вы желаете серьезно и гармонично развивать своего малыша, то важно правильно подойти к этому важному делу и выбрать направление раннего развития, подходящее вам и вашему малышу во всех отношениях.

Принципы, лежащие в основе систем раннего развития, иногда настолько разнятся, что противоречат друг другу.

Чтобы помочь вам разобраться и сделать выбор, как развивать ребенка, мы подготовили обзор самых популярных методик.

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева как развивать ребенка

Это четкая система, которая позволяет постепенно, в своем ритме, научить ребенка чтению и счету. Эта методика не имеет привязки к определенному возрасту, но обычно её используют для подготовки к школе.

Кубики и таблицы дают большое количество информации малышу, но легко понятны и запоминаемы. Для этого разработаны четкие правила. На самих кубиках написаны слоги, а не буквы, так как именно слоги учится произносить ребенок – “ма”, “па”, “ба”.

Обучение происходит в рамках игры – дети поют слоги, хлопают в ладоши, бегают и прыгают. Обучение чтению возможно уже с 1 года, но в возрасте 3-4 лет ребенок научится читать намного быстрее и легче, за несколько занятий. Счет рекомендуют осваивать после 3 лет.

Методика Никитиных

направления раннего развития кубики никитина

Многодетные родители Борис и Елена Никитины на своем опыте сформировали всестороннюю систему раннего развития детей. Родителям предлагается внимательно наблюдать за своим ребенком, замечать его интерес к новому, стимулировать его и вовремя давать всё необходимое для познания мира.

Гармоничный рост ребенка по их мнению включает в себя творчество, физическую подготовку, интеллектуальные игры. Но именно через игровые задачи происходит интеллектуальный рост. Как пособие для этого разработаны кубики Никитина, а также используются другие материалы – кирпичики, фигуры из картона, детали конструктора и т.д.

Метод Марии Монтессори

Мария монтессори системы раннего развития

“Помоги мне сделать это самому” – основной принцип данной методики. Это значит, что поощряя ребенка в выполнении простых задач, мы помогаем ему самостоятельно справляться с трудностями и элементарным самообслуживанием, искать новые пути решения проблем, любить учиться и мыслить креативно.

Малыш сам выбирает, что ему интересно, и таким образом совершенствует в комфортном темпе свои индивидуальные способности. И при этом даже не замечает, что в этот момент он учится по специальным пособиям. Потому что ему интересно.

Основная причина для критики этой системы заключается в том, что она была разработана для детей, отстающих в развитии. Тем не менее в любом случае у детей отмечаются хорошие результаты.

Разработано множество пособий для малышей в рамках Монтессори-среды. Многие из них можно сделать своими руками из подручных средств. Многие идеи можно взять на вооружение, чтобы научить ребенка навыкам бытового самообслуживания.

Карточки Домана

карточки Домана как развивать ребенка

Развитие с помощью карточек Домана предполагает дать ребенку как можно больше информации в период, когда он легко запоминает новую информацию.

Карточки – это изображения их самых разных отраслей знаний – растения, животные, великие люди, знаменитые произведения искусства, математика (изображение точек в разном количестве), исторические события.

Карточки следует показывать детям начиная с возраста нескольких месяцев по определенной системе. Они показываются несколько раз в день сериями, карточка называется родителем и показывается быстро, не долее 2 секунд. Каждую карточку показывают 30 раз.

Хоть это и прекрасный способ как развивать ребенка, так и расширить кругозор и увеличить словарный запас, но имеет ряд критических замечаний. Во-первых, это большой объем информации, которая просто-напросто не нужна ребенку. Во-вторых, это занимает много времени подчиняет весь распорядок дня под постоянный показ карточек по определенной системе.

В общем, стоит взять некоторые идеи метода Домана, но не стоит фанатично её придерживаться.

Вальдорфская педагогика

Направления раннего развития детей вальдорф

Это направление раннего развития отрицает несвоевременное интеллектуальное стимулирование. Здесь акцент делается на эмоциональный интеллект, воображение, интуицию, и всё это достигается посредством игровой деятельности.

До школы вальдорфская методика предлагает детям только играть, не вводя раньше времени буквы и цифры, ограждая ребенка от компьютера и телевидения. Игрушки берутся самые простые, обычно из натуральных материалов.

Это куклы без определенного выражения лица, деревянные фигурки животных и даже просто куски дерева – всё это позволяет во время игры придавать им самый разный характер и смысл, обогащая воображение и душевные качества.

Метод интеллектуального развития ребенка Павла Тюленева

Это самое что ни на есть раннее развитие с пеленок. Раньше, чем ходить, ребенка учат читать, писать, печатать на клавиатуре, дают представление о музыкальной грамоте, изобразительном искусстве, умению руководить и предпринимательстве.

Цель методики – вырастить гения любой ценой. И успеть сделать это в период, который, как раньше считалось, позволяет ребенку легко записывать любую информацию на “подкорку”.

Нужно ли раннее развитие?

Отвечает Ольга Юрковская, психолог, консультант по управлению бизнесом со степенью МВА, автор книг, мама троих детей:

Прежде чем начать активно развивать своего малыша и учить его читать раньше, чем ходить, оцените все за и против. Преждевременное чтение не является необходимым, так же как и многие другие знания. Дети, подвергавшиеся в раннем детстве “интеллектуальному насилию”, вовсе не обязательно станут успешными в жизни.

Скорее наоборот, наблюдается большое количество психических и эмоциональных отклонений у маленьких гениев. Потому что в детстве они упускают возможность развить другие жизненно важные умения – общаться, постоять за себя, играть, любить, наблюдать за жизнью вокруг, заниматься любимым делом…

В 2 года ребенок тратит намного больше времени и сил, чтобы научиться читать, чем в 7 лет. И в 2-3 года эту энергию следует направить на более важные вещи – например, на физическое и эмоциональное развитие. Пусть всё происходит своевременно.

Поэтому стоит взять лучшие идеи, разные направления раннего развития и позволить малышу двигаться в своем темпе. Системы раннего развития детей не учитывают индивидуальные потребности вашего чада. Как развивать ребенка? Просто любите его безусловно.

Читайте также:

Развивающие игрушки своими руками

Развитие зрения и слуха у детей

Развитие крупной и мелкой моторики

Оцените статью
Дуэт душ
Добавить комментарий