Вы когда-нибудь видели ребенка, которому не нравилось бы рисовать?
Это важный элемент развития, познания мира и себя. Когда дети начинают рисовать, то учатся выражать свое восприятие реальности, мечты и страхи.
Развитие ребенка через рисование проходит последовательные этапы. Это очень интересная тема, которую мы рассмотрим в этой статье.
К сожалению, взрослые не относятся серьезно к детским рисункам, относясь к ним как баловству и способу развить мелкую моторику. А ведь благодаря им можно понять, что происходит в детской душе и каким видится мир маленькому человечку.
Читайте об этом статью Нужно ли рисование детям? Что дает рисование ребенку?>>>
Каракули
В возрасте примерно 1 года, когда дети начинают с удовольствием рисовать свои первые каракули, они используют это для того, чтобы почувствовать и доказать другим свое присутствие в реальности. Вот он нарисовал точки, пятна и линии пальцами или карандашами – и в мире остался след как свидетельство его существования. Особенно интересно оставлять свои следы на любых предметах, мебели и обоях.
Создание каракулей способствует и развитию зрительно-моторной координации, глаза тренируются отслеживать действия рук.
После 2 лет развитие ребенка через рисование проходит этап обнаружения границ. Рисунок перестает вылезать за края листа и остается внутри него, линии огибают углы. И это тоже не просто так: малыш учится вести себя в рамках данной ему ситуации.
Когда ребенок начинает рисовать?
Ближе к 3 годам ребенок делает новое открытие: его каляки-маляки могут что-то обозначать! Несмотря на их неточность, корявость и весьма отдаленное сходство с изображаемым предметом, они могут обозначать животных, людей, предметы и даже события и жизненные ситуации – словом, ребенок может изобразить всё, что для него важно.
Это уже можно назвать началом самостоятельного рисования. Хотя есть такие нюансы, которые очень коробят взрослых: маленький художник рисует на любом свободном месте листа, для него нет верха и низа. Но для него это важный, даже магический акт – он может нарисовать всё, что захочет. Вот ничего не было – и вот он нарисовал! Главное, чтобы хоть как-то отличались рисунки, например, человека и животного.
И вот после 3,5 лет лист начинает олицетворять собой мир. Внизу листа – земля, вверху – небо, и они разделяются какой-то четкой линией. На этой линии друг за другом располагаются люди, предметы или животные, в полный рост, лицом к зрителю (так называемая ленточная композиция). И вот мы уже видим картину мира глазами ребенка.
Между 4 и 5 годами на своем рисунке дети уже могут отображать движение, течение времени, сюжет, взаимодействие персонажей между собой. Постепенно у каждого ребенка складывается своя система символов для передачи важной информации, цветовые коды и т.д.
В детском рисунке всё имеет смысл – величина, форма и цвет, отдаленность или приближенность предметов. Именно на этом основаны психологические тесты с рисунками. Можно оценить и развитие ребенка через рисование, и его душевное благополучие, и отношение к миру и себе.
Значение детских рисунков
Стоит отметить, что детские рисунки отображают всю ту умственную и духовную работу, которая производится в душе ребенка, по познанию устройства мира. И они пытаются изобразить не точную визуальную картинку, а свое восприятие и переживание происходящего.
Поэтому когда дети только начинают рисовать, не стоит на этом этапе целенаправленно учить, исправлять его ошибки, настаивать на определенном способе изображения предметов – учить рисовать домик с трубой, цветочек и т.д. Это приведет только к торможению его творческого и психологического развития, сформирует привычку рисовать шаблонно и вообще действовать так, как ему укажут, что это правильно – «как принято», как все.
Дайте ему рисовать свою идею! С помощью рисунка он избавляется от душевного груза, упорядочивает свои переживания и впечатления. А развитие ребенка через рисование – это обязательный этап формирования личности.
Надо ли специально учить ребенка рисовать и когда начинать – читайте здесь>>>
Интересные статьи:
Занятия, упражнения, игры по методике Шичиды