Многие родители не относятся к творчеству своих детей серьезно. Для них это в первую очередь рисование, лепка, какие-то песенки – в общем, хорошо, если оно есть, а если нет – тоже нормально. Но это большое заблуждение.
Творческое мышление – это не просто поделки от нечего заняться. А это весь образ жизни ребенка и главное направление развития. Литературно-художественная деятельность – всего одна лишь его часть.
Зачем развивать творческое мышление ребенка? Нужно идти в ногу со временем. В наше время обычные профессии, выполняющие повторяющиеся действия, или постепенно заменяются автоматизированной техникой, или низко оплачиваются. Ценятся люди, умеющие выполнять нестандартные задачи, действовать креативно. Успешные люди находят необычные задачи и находят им оригинальное решение.
А между тем школы и детские сады не меняют свою систему образования и продолжают готовить людей, которые были востребованы десятилетия назад. Научить бы читать и писать, а на остальное уже просто не остается времени.
Как сегодня обстоят дела с развитием творческого мышления у детей
Школа вырабатывает умение решать стандартные задачи с одним правильным ответом. За отступление от правил и шаблонов – снижают оценку. Дети привыкают к этому и любят такие задания, потому что это просто. Но в реальной жизни всё не так. И когда ребенок оказывается перед задачей, у которой может быть несколько правильных вариантов действий – он просто-напросто теряется, тушуется, боится ошибиться.
Что же думает об этом большинство родителей? По их понятиям, ответственность за развитие творческого начала лежит на детском садике и школе. И вообще творческая жилка дана от природы, развивай – не развивай, это ничего не изменит, а все развивашки и кружки – просто мода и трата денег.
Более того, мы сами все так росли. Мы сами не умеем играть в ролевые игры и фантазировать. И невольно повторяем свой путь с детьми – подавляем их творческое начало, фантазию, воображение неосознанно. В результате – отсутствие интереса ко всему, скука, неумение придумывать и играть. Всё это усугубляется с возрастом, особенно когда родители подавляют детей – например, учат читать и считать не в игре, а заставляя заниматься, критикуя за ошибки.
В школьном возрасте развивать креативность мышления поздно – вы уже мало времени проводите вместе, на первый план выходят сверстники, компьютер, и не творчество – а потребление. Поэтому обращать внимание на творческое развитие нужно уже с 3 лет.
Знакомы ли вам следующие утверждения:
- Ребенок играет в ролевые игры, но сюжет однообразный и быстро надоедает
- Не играет сам, а ждет развлечений
- Много игрушек, но как играть с ними – не знает
- Не рассматривает мир как источник идей для разнообразной игровой деятельности
Если вы уже столкнулись с этими проблемами – это сигнал к тому, чтобы начать серьезно решать вопрос с творчеством. В школе эти способности будут окончательно подавлены, и в будущем ребенка ждет скучная профессия, связанная лишь с исполнением стандартных действий. Пора перестать задавливать творческое зерно!
Как развить творческое мышление ребенка?
Более 30 лет педагогика использует метод ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Суть её в том, чтобы находить интересные жизненные задачи и искать способ решения. Результатом становится развитие воображения и мышления у детей.
И не надо посещать какую-то специальную школу для этого. Попробуйте внедрять элементы ТРИЗ во всех обычных жизненных ситуациях – задавать вопросы и придумывать задачки с открытым решением.
Возьмите на вооружение следующие идеи:
- Открытые задачи
В жизни перед нами стоят именно такие задачи, но нас к ним не готовят. Мы привыкли к закрытым заданиям – даны все необходимые условия, существует одно решение и один правильный ответ. Так невозможно развить творческое мышление.
Открытые задачи имеют размытые условия, много способов решения и правильных ответов. В результате мозг будет более подготовлен к столкновению с жизненными проблемами.
Как находить открытые задачи:
– Искать противоречия между желаниями и действительностью и использовать их. Например, вы хотите попить чаю, но в доме закончился сахар. Что можно сделать в этой ситуации или чем заменить сахар?
– Исследовательские задачи. Просто посмотреть вокруг и начать исследовать простые вещи, ставить вопросы, пробовать разные пути решения.
- Создавайте область «неясных» знаний
Если ребенок спрашивает, к примеру, «Почему идет дождь?» – можно дать однозначный готовый ответ – придумать сказку или же рассказать о круговороте воды в природе. Но если родитель раскрывает се секреты, то ребенок начинает относиться к миру как к чему-то уже известному и давно открытому.
Ответы на вопросы не должны быть однозначными. Озвучивайте несколько мнений. Ребенок начнет рассуждать и искать свой ответ на вопрос.
Ваш рассказ не должен быть исчерпывающим. Всегда должно быть что-то, понятное не до конца. И не стоит забегать вперед и объяснять всё по обсуждаемой теме. Пусть ребенок задумается и дополнительные вопросы появятся сами – мысли закипят.
Например, ребенок обжегся крапивой – почему? Можно всё рассказать, а можно дать возможность подумать, почему крапива жжется. Пусть сам подумает, как сорвать крапиву и не обжечься, возьмет её домой и посмотрит под микроскопом.
Неполные знания позволяют сформировать любопытство и жажду знаний. Чем меньше ребенок, тем легче развить в нем любознательность и желание учиться в будущем. Всё разъясняя, мы гасим интерес ребенка.
- Отбрасывайте первое решение, дальше – интереснее
Первые ответы на любой вопрос часто банальны. Сначала ребенок выдает по инерции очевидные вещи. Будете просить еще варианты – получите озадаченное «не знаю». И это неудивительно – чтобы научиться оригинально мыслить, нужно тренироваться.
Например, спросите, как можно еще использовать подушку – но не упустите тот момент, что у подушек бывает разная форма, материал, размер. Придумайте нереальные ситуации – вот, по небу летит слон, или в реке течет белая вода – и спросите, как это могло бы произойти.
Как родителям придумать сюжет для ролевой игры – метод снежного кома
Берем фантастическую идею и развиваем ситуацию. Ваша задача – побороть собственную психологическую инерцию. Например, вдруг автомобиль заговорил с водителем. Обыгрываем всю ситуацию в игре – как это могло произойти, что он будет говорить, что произойдет дальше? Постепенно с такой практикой игры становятся разнообразными, приходят интересные оригинальные идеи.
Такие тренировки мышления и воображения с помощью элементов ТРИЗ помогут детям справляться как с повседневными ситуациями, так и достичь успеха в карьере.
Интересные статьи:
Как воспитать ребенка лидером и избежать неприятных последствий
Почему ребенок ест много сладкого и что с этим делать
Можно ли давать ребенку деньги? Формирование основ финансовой грамотности