Как рассказывать детям про безопасность

как разговаривать с детьми о безопасности

«Обзавестись ребенком — значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела»

Когда ваш ребенок подрастает, растет и ваш страх, что с ним может что-то случиться.

Как рассказать детям о том, что существуют опасности, и даже такие страшные вещи, о которых просто невыносимо думать относительно к собственному ребенку?

Но мы обязаны научить их, как вести себя в таких ситуациях. Это жизненно важно. Поговорим о том, как правильно рассказывать детям про безопасность.



Сменить тактику запретов на четкие инструкции

Что мы говорим своим детям, когда беспокоимся за них?

  • Не убегай!
  • Не залезай на подоконник!
  • Не разговаривай с незнакомыми!
  • Не подходи к собаке!
  • Не трогай спички!

Казалось бы, всё четко и понятно, но не для детей. Во-первых, это подпадает под ту известную концепцию, что мозг воспринимает образы и не распознает частицу “не”, поэтому концентрируется на том действии, которое прозвучало – то есть вместо “не бегай” мозг распознает сначала “бегай”, а уж потом до ребенка доходит, что делать это не рекомендуется. А может и не доходит…

Во-вторых, детям просто не всегда понятно, что мы имеем в виду. “Не разговаривай с незнакомыми” – а почему? а с кем конкретно? Ведь мы сами подаем им другой пример, разговаривая каждый день со множеством незнакомцев – продавцами, прохожими, другими мамами на детской площадке.

Поэтому сформулируйте четкие правила-инструкции:

  • где можно или нельзя бегать,
  • всегда спрашивать разрешения куда-то отойти или взять угощение у незнакомых людей,
  • на велосипеде кататься только в парке,
  • всегда обходить стороной люки,
  • громко кричать, если чужой человек хватает, пытается увести,
  • звонить родителям, прежде чем открывать дверь даже знакомому человеку,
  • всегда рассказывать маме, если кто-то ведет себя непонятно, пытается прикасаться.

Предлагать альтернативу

Если мы не позволяем сделать ребенку то, что ему хочется, то можем столкнуться с двумя неприятными последствиями:

  • интерес к запретному только разгорается,
  • появляется желание действовать наперекор, назло родителям.

Поэтому по возможности старайтесь найти замену желаемому предмету или действию, или предложить сделать это в другое время или в другом месте. Например, нельзя зажигать спички, но можно задувать свечу. Нельзя кататься на парковке, но можно в сквере.

Как правильно рассказывать о последствиях нарушения правил

безопасность ребенка

  • Не бегай, упадешь!
  • Не уходи, а то потеряешься, заберет полиция!
  • Спи скорее, а то бабайка придет!

Такие привычные фразы ставят ребенка в роль жертвы, он представляет в своем воображении, какие опасности с ним происходят, появляются страхи. В результате в опасной ситуации он растеряется, будет парализован страхом.

Чтобы по-настоящему обезопасить ребенка, лучше всего смоделировать опасность (проиграть, нарисовать, слепить) с вымышленными персонажами или на примере из мультфильмов и сказок обсудить, как правильно им нужно действовать.



Как провести с детьми беседы про безопасность

К этому действительно стоит относиться серьезно, как к занятиям. Ответственно, но отвлеченно.

Ведь рассказывая об опасностях, которые могут подстерегать ребенка, мы неизбежно сами переживаем поэтому поводу, и он считывает невербально наш страх и сам начинается бояться.

Если вы испытываете страх, то он основан как правило на том, что вы не уверены, что ребенок справится с опасностью, что он знает как себя повести. Поэтому нужно четко сформулировать и заставить ребенка заучить правила поведения в опасной ситуации.

  • как распознать злоумышленников и не поддаться на подкуп
  • как использовать подручные средства для самозащиты (возможно, научить силовым приемам)
  • какие прикосновения недопустимы и как вести себя в случае домогательств
  • как реагировать на запугивания

Когда вы уверены, что ваш ребенок знает, как себя защитить в той или иной ситуации, вы будете более спокойны за него. Но периодически можно проводить проверки и тренировки, смотреть видео в интернете на тему безопасности, обсуждать ситуации из жизни, книг, фильмов.

Интересные статьи: 

Учить ли ребенка читать и с какого возраста?

Развитие ребенка через рисование

Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста


Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.