Развитие речи у детей начинается намного раньше, чем мы думаем.
Ещё внутриутробно ребенок прислушивается к голосу матери и её интонациям. После рождения материнский голос ему уже знаком, малыш следит за губами и запоминает артикуляцию. Очень важно с первых дней жизни разговаривать с ребенком, петь песни и рассказывать потешки.
Затем ребенок начинает гулить, лепетать, но понимать нашу речь начинает намного раньше. Поэтому есть понятие импрессивной речи (то, что понимает ребенок) и экспрессивной (когда начинает говорить сам). Развитие речи ребенка до года – это импрессивный этап.
Чтобы вы могли сориентироваться, мы предлагаем вам краткое описание в статье развитие речи детей по возрастам.
Развитие речи ребенка до года
1 месяц
Реагирует на речь взрослого и прислушивается – замирает, приоткрывает рот. В ответ в свою очередь также может издавать звуки.
2 месяца
Повторяет некоторые гласные звуки.
3 месяца
Обращает внимание на эмоции, с которыми говорит взрослый. Начинает гулить.
Гуление – протяжные тихие звуки или слоги, обычно “га”, “гу”, “м” и т.п.
4 месяца
Любит слушать голоса, различает интонации. Любит гулить.
5 месяцев
Отвечает гулением на обращенную к нему речь взрослых. Гуление продолжительное, с цепочками повторяющихся звуков.
6 месяцев
Узнает свое имя. Лепечет, многократно повторяя звуки и слоги, иногда просто для развлечения, иногда вкладывая в них смысл.
Лепет – повторение слогов “та-та-та”, “ба-ба-ба”, “ма-ма-ма”.
7 месяцев
Понимает привычные команды с жестами. Показывает глазами, где находится знакомый предмет (если он обычно на своем месте). Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.
8 месяцев
Помнит названия знакомых предметов, показывает их глазами. По просьбе выполняет простые действия – хлопает в ладоши, дает ручку. Хорошо произносит различные слоги.
9 месяцев
Откликается на свое имя. Находит знакомые предметы на непривычных местах. Начинает показывать части лица. Повторяет за взрослыми новые слоги.
10 месяцев
Узнает изображенные в книге предметы (на простых картинках). Дает предметы по просьбе родителя. Поддерживает движениями знакомые игры и потешки (ладушки, сорока-ворона). Может называть отдельными слогами вещи и людей.
11 месяцев
Выполняет простые действия по команде. Понимает слово “нельзя” и т.п. Появляются первые простые слова.
12 месяцев
Выполняет много действий по просьбе взрослых (“отдай”, “принеси”, “положи”). Помнит имена взрослых и детей, названия многих предметов. Говорит около 5 простых слов (“мама”, “папа”).
Нормы развития речи детей по возрастам от 1 до 6 лет
1 год 3 месяца
Знает несколько частей тела. Называет многие предметы слогами. Появляются глаголы. Выражает эмоции с помощью определенных слогов или возгласов.
1 год 6-9 месяцев
Знает и показывает все части тела, все знакомые бытовые предметы. Понимает простые рассказы по картинке и отвечает на простые вопросы. Говорит 10 простых слов и звукоподражаний. Появляются предложения из двух слов.
2-3 года
Хорошо ориентируется в картинках, понимает небольшие рассказы, отвечает на вопросы по сказке. Предложения из 3-4 слов,повторяет фразы, задает вопросы.
3-4 года
Отвечает на вопросы о том, что происходит в другом месте или произошло в прошлом или будущем. Использует множественное число, прошедшее время, отрицательные частицы, прилагательные, местоимения. Задает вопросы и ведет диалог.
4-5 лет
Понимает абстрактные вещи и поддерживает отвлеченные темы. Может вежливо попросить, использовать будущее время, пространственные предлоги (в, на, под), читать стихи.
5-6 лет
Различает и употребляет в речи общие абстрактные понятия и эмоции (“правда”, “ложь”, “дружба”). Составляет сложные предложения с придаточными, может рассказать о своих чувствах.
Рекомендации
Несмотря на нормы, о которых говорит эта статья, развитие речи детей не всегда укладывается в них. Разные обстоятельства жизни, “разговорчивость” родителей и круг общения накладывает сильный отпечаток, не говоря уж более серьезных проблемах и задержках в развитии.
Если в один момент ребенок отстает в речевом развитии, то через месяц может произойти скачок, который сравняет его со сверстниками. Поэтому даже диагноз ЗРР (задержка речевого развития) не ставится раньше 3 лет.
Чтобы речь вашего малыша развивалась в оптимальном для него ритме, уделяйте достаточно времени общению.
Для развития речи до года ребенок должен видеть губы взрослого, четко произносящие звуки. Обязательно делайте массаж ладошек и пальчиковую гимнастику и всё, что с этим связано. Учите короткие стишки, игры и потешки. Много и постоянно разговаривайте обо всем.
Для детей постарше главное – чтение книг и общение на различные темы, побуждение его выражать свои мысли и отвечать на вопросы.
Полезные статьи:
Как заметить задержку речевого развития и вовремя помочь малышу
Терапевтические книги-помощники в решении различных проблем
С какого возраста и как играть крупой. Игры для развития мелкой моторики в разном возрасте