А вы замечали, что нет ни одного маленького ребенка, не любящего рисовать?
Сначала это пятна пальчиковых красок, потом каракули на обоях, затем рисунок в подарок бабушке, на котором все члены семьи на тоненьких ножках стоят в ряд – все проходят через это.
Другое дело, что мы, взрослые, не придаем этому значения. Вот если бы у ребенка обнаружились способности, тогда отдали бы его заниматься в студию, а так это просто занятие от нечего делать.
На самом деле рисование нужно детям, как воздух. И желательно их в этом определенным образом поддерживать. В нашей статье расскажем, что рисование дает ребенку.
Развитие мозга и мелкой моторики
Вот с этим никто не спорит – рисовать полезно для мелкой моторики. Ближе к году ребенок замечает удивительную вещь – связь между действием и результатом, движением карандаша и появлением пятен на бумаге. Благодаря этому тренируется координация движений руки и взгляда.
Любая творческая деятельность благоприятно влияет на формирование когнитивных функций – памяти, внимания, восприятия, мышления и их соотношение между собой. И в итоге – на интеллект.
С возрастом малыш всё дольше может заниматься рисунком, так тренируется произвольное внимание. Сосредоточиваясь на изображаемом предмете, он развивает зрительную память, восприятие. А за ними хвостиком следуют речь, воображение и другие психические функции.
Так как в детстве восприятие окружающего представляет собой некую мозаику, оторванные друг от друга кусочки реальности, то изобразительное искусство помогает упорядочить представления о жизни за счет совершенствования когнитивный процессов.
Психологическое развитие
В самом раннем возрасте рисование нужно детям, чтобы осознать свое существование в реальном мире. Это даже не рисование – это оставление своего следа. Я оставляю следы – следовательно, я существую.
Чем больше следов – на мебели, обоях, в книжках – тем весомее «Я» ребенка, все эти предметы он как бы помечает, присовокупляет к своей собственной фигуре.
Позже, когда малыш начинает изображать уже не каля-маля, а определенные предметы, он вовсе не стремится нарисовать их в точности, «похоже». Это скорее его восприятие, впечатление о предмете, его ощущения и эмоции, абстрактные понятия. Так рисование дает ребенку до 6-7-лет возможность выразить свои новые впечатления, страхи, растерянность и всё то, что он еще не может понять сам и высказать на словах. Это очень важное, психотерапевтическое свойство творчества.
Именно поэтому ребенку важен не результат – повесить готовую картину на стену, а процесс, он рисует много, порой не доводя до конца работу, и не надо на том настаивать.
Ваша оценка работ ребенка напрямую влияет на его самооценку. Он еще не способен оценивать себя сам, ценить и уважать себя, как зрелая личность. Самооценка скачет следом за вашими похвалами или критикой. Чтобы не отвратить навсегда ребенка от творчества, ваша критика должна быть минимальной и очень корректной. Цените и хвалите его работы, ведь это работа над собой. Пусть она не видна, но внутри идут масштабные процессы. Равнодушное отношение к рисункам приравнивается к равнодушию и к их автору.
Творческие способности
О творчестве косвенно сказано немало и выше. Ведь творчество – это самовыражение, это представление «Я» ребенка. Умение выразить себя через рисунок нужно тренировать, ну или как минимум не мешать. С возрастом это умение трансформируется в способность открыто выразить свои чувства и мысли, генерировать и воплощать идеи.
Блокировка рисования в связи с негативной оценкой в детстве или равнодушием со стороны родителей к творческим порывам детей приводит к тому, что во взрослой жизни им трудно показать себя, открыться, проявить инициативу, страшно сделать что-то не так.
Читайте Как начинать рисование с ребенком? Учить ли детей рисованию?>>>
Рисование нужно детям, чтобы познать внешний мир путем его изображения и обогатить за счет этого свой внутренний мир, обрести личностную опору, сформировать положительную самооценку через создание чего-то нового и красивого.
Через познание внешнего мы развиваем мир внутренний. Рисование дает ребенку обе возможности.
Как правило, в наше время успешные люди обладают незаурядными творческими способностями. И это не значит, что они хорошо рисуют. Но творческая жилка в них вдохновляет на новые свершения и открытия, оригинальные и смелые идеи, готовность заявить о себе обществу.
Творческие способности, фантазия, интуиция, креативность – залог успеха в современном мире!
Интересные статьи:
Развитие ребенка через рисование. Когда дети начинают рисовать?
Мама с ребенком на кухне: развивающие занятия, воспитание, семейные обязанности ребенка