Мелкая моторика – способность выполнять мелкие и точные движения пальцами и кистями.
Вы постоянно слышите о том, как полезно развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики и массажа?
Это действительно очень важно. Посудите сами:
- Это напрямую связано с развитием мозга и речи,
- улучшает память,
- стимулирует творческие способности,
- подготавливает руку к письму,
Не говоря уж о том, что это веселые игры, которые очень нравятся малышам, помогают скоротать время в дороге или в ожидании чего-либо, попутно можно учить стишки.
Мелкая моторика и развитие речи
Начинать делать массаж пальчиков ребенку нужно как можно раньше – практически с рождения. Затем вводить пальчиковую гимнастику, а потом уже и пальчиковые игры.
Полноценное развитие ребенка невозможно без постоянной тренировки пальцев и рук. Как говорил знаменитый педагог Л.С.Выготский: “Ум ребенка находится на кончике его пальца”.
Начинается всё с того, что новорожденный обнаруживает свои ручки и начинает их изучать: рассматривать, сосать, пытаться двигать и управлять ими. Затем изучает на ощупь предметы, учится брать их и манипулировать ими.
По мере совершенствования этих навыков малыш становится способен играть игрушками, держать ложку, рисовать карандашами и так далее. Наряду со зрением, это важнейший способ изучать мир и развиваться. Именно поэтому дети так любят играть с мозаикой, конструктором, кубиками, а также рисовать и лепить.
Параллельно с развитием этих умений происходит становление речи. Дело в том, что области мозга, ответственные за мелкую моторику и развитие речи, находятся рядом и взаимосвязаны. При стимуляции одной из них затрагивается и другая.
Начало этим процессам положат поглаживания пальчиков и ладошек.
Массаж пальчиков ребенка
Еще новорожденный ребенок может сообщить вам о том, что готов к пальчиковому массажу. Готовность эта наступает тогда, когда малыш научится сжимать и разжимать ваши пальцы или пытается захватить игрушку.
Это не потребует от вас особенных знаний или сноровки. Во время кормления или общения с малышом вы можете просто поглаживать ладошки и пальчики, сгибать и разгибать их.
Предлагайте малышу потрогать различные шероховатые поверхности и ткани – это та же стимуляция сенсорных зон.
Занимайтесь и более активно – читайте стишки и потешки, сопровождая это массажем пальчиков ребенка. Начните с простых, всем известных “Сороки-вороны” и “Ладушек”. Читайте четко, выразительно и эмоционально – ребеночек будет разглядывать при этом ваше лицо и мимику, запоминать движения губ и слова.
Запомните и другие простые потешки:
“Стала Маша гостей созывать:
(массируем пальчики по очереди) Иван приди и Степан приди, Сергей приди и Матвей приди. А Никитушка – ну пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
(делаем массаж другой ручки) Ивану – блин и Степану – блин, Сергею – блин и Матвею – блин. А Никитушке – мятный пряничек”
(Загибаем пальчики в кулачок) “Вот кулак,
(разгибаем) а вот – ладошка,
(гладим ладошку) на ладошку села кошка,
(массируем пальчики) потихонечку пойдет – видно, мышка там живет”
Если малышу нравится массаж, то можно делать его с маслом. Но большинство детей не слишком рады ему, поэтому развлекайте его стишками, песенками и собственной мимикой.
Следующим этапом тренировки мелкой моторики и развития речи будут пальчиковые игры и гимнастика – начиная с 6-9 месяцев.
Полезные статьи:
Как вовремя заметить задержку речевого развития и помочь малышу