Если вы хотите, чтобы ваши дети стали успешны в современном мире, то необходимо учить их быть лидерами.
Эта способность может быть врожденной или же практически отсутствовать, но в любом случае ребенка можно направить и научить. Это поможет ему чувствовать себя комфортно в любой ситуации, быть уверенным в себе в любом окружении и достигать своих целей.
В этой статье расскажем о двух типах лидерства, которые подходят как детям экстравертного, так и интровертного склада, а также как формировать адекватную самооценку и избежать темной стороны лидерства.
Лидерство – это умение управлять другими людьми для того, чтобы достичь своих целей. Уже с возраста 7 лет вы можете объяснять эти моменты. Показывать и рассказывать на своих примерах, как вы вышли из той или иной ситуации и получили желаемый результат (на работе, в магазине, при встрече с ГИБДД и т.д.).
Даже если вы сами не очень-то владеете таким искусством, для ребенка это бесценный опыт. Вы можете также сами учиться управлять другими людьми. Для этого рекомендуем изучить книгу Роберта Чалдини «Психология влияния», а также предложить её своим детям в возрасте 10-12 лет.
Лидеры бывают двух типов
Активное лидерство. Это всем понятный тип, человек как бы рожден с таким характером – яркий, харизматичный, призывающий следовать за собой, подбивающий ребятню на разные проделки и приключения. Среди взрослых людей такими являются создатели крупного успешного бизнеса, президенты и депутаты.
Скрытый тип лидерства, «серые кардиналы». Это более умные люди, нежелающие публичности, зачастую именно интроверты. Они не выкрикивают лозунгов и не лезут на амбразуры. Их тактика – так разговаривать с людьми, чтобы после этого события разворачивались так, как они того желают.То есть, они умеют организовать так, чтобы другие люди достигали их целей, чтобы конфликт решился в их пользу.
Для этого необходимы знания о психологии людей, развитый эмоциональный интеллект и эмпатия. И если ваш ребенок ни разу не прирожденный лидер, то именно этому его можно научить. В этом даже его плюс – ребенок чувствительный, интроверт, он лучше понимает и считывает людей, обладает даром эмпатии, чувствует ситуацию.
У нас принято путать лидерство-клоунаду с настоящим лидерством, которое всегда остается тайным. Оно более здоровое, безопасное, взрослое, эффективное, результативное.
Сначала стоит рассказать об этих типах лидерства, плюсах и минусах. Ведь любой ребенок хочет быть на виду, в центре внимания, быть на пьедестале и выглядеть самым крутым. Но нужно показать и другой способ достигнуть цели – что можно управлять людьми, чтобы они принесли этот результат. И еще один из плюсов скрытого лидерства – в этом случае провал не так страшен.
В идеале с возрастом ребенок должен овладеть обеими тактиками. Это очень пригодится в жизни в разных ситуациях. Если он оказался в группе безынициативных людей, то придется ему занять место активного лидера. А если активисты уже есть, то можно постоять в сторонке, но тем не менее получить желаемое.
Поговорим подробнее о «серых кардиналах». Чтобы объяснить ребенку, как это работает, вам нужно рассказывать на собственных примерах – как вы решили какую-то ситуацию в свою пользу, с кем вы разговаривали, что куда написали. Приводить примеры из книг и кино, объяснять отношения со сверстниками, помогать решать конфликты. Научить работать на результат.
Например, произошел конфликт с другими учениками в школе. Сначала, конечно, утешьте ребенка. Затем спокойно обсудите это с ним, задайте вопросы:
- Какой ты хочешь получить результат?
- Как ты думаешь, могли ли эти действия привести к нему?
- Как ты можешь действительно повлиять на людей или ситуацию, что нужно сделать для этого?
- Давай проиграем эту ситуацию – действительно ли будет достигнут результат?
Начав практиковать скрытое управление людьми с 10-12 лет, уже в 15 лет благодаря опыту он будет становиться лидером в любом коллективе. С этой же целью можно отправлять детей на занятия или в психологические лагеря, где проводят игры на лидерство.
Другие способы «приподняться над толпой»
– Когда ребенок занимается спортом или чем-то серьезно увлечен вне школы. Успехи в учебе не ценятся другими подростками, а вот достижения в сторонних сферах дают уважение. Умеет играть на гитаре, получил спортивный разряд, занял 1 место где-то, сам зарабатывает деньги – и другие считают его выше себя. Можно найти разные варианты того, чем другие дети будут восхищаться.
Это отличная тактика, как из «середнячка» стать звездой, локальной знаменитостью, и при этом совершенствоваться и развиваться в какой-то области.
– Развитие эмоциональной устойчивости. Травят людей, не умеющих оставаться эмоционально стабильными и давать отпор, реагирующих на чужие нападки слезами и обидами. Опять же занятия спортом помогут решить эту проблему. Спорт также поможет научиться работать на результат и вырабатывать волевые качества.
Для эмоциональной стабильности ребенка, нужно чтобы он мог устойчиво относиться к своим чувствам и переживаниям – проговаривать свои переживания, не боясь, что вы будете осуждать и стыдить его. Разговаривайте о том, какие у него мечты, как их достичь, какие умения необходимы для этого. Исходя из этого можно найти наставников, организовать стажировку.
Теневые стороны лидерства
Всё это может показаться кому-то циничным – манипулировать другими людьми для достижения своих целей. Но именно так работают по-настоящему успешные люди, чья деятельность имеет значение в масштабах города, страны, мира.
Конечно, если ребенок научился манипулировать сверстниками, то встает вопрос его ценностей. В какой-то момент дети чувствуют свою силу и начинают причинять вред себе и другим, попросту не понимая границ. Поэтому в воспитании лидера, действительно, есть свои тонкости.
Чтобы не был «звездой». Ребенку нужно объяснить, что эти знания и технологии работают с людьми, которые им не учились. Чтобы он не зазвездился, находясь исключительно среди сверстников, которых он превосходит, полезно побывать в местах, где бы он был самым младшим и «средненьким».
Например, в спорте всегда есть кто-то лучше тебя. Или договориться по знакомству о бесплатной стажировке или подработке в компании той сферы, которая ему интересна в будущем. Самооценка становится более адекватной, ведь со взрослыми людьми его пятерки и звездность в школе не имеют значения.
Чтобы не попал в неприятности. С самого детства необходимо озвучивать долговременные последствия, наказания: кто-то что-то сделал – и получил такой-то результат. Обманул – и остался без друзей, украл – сел в тюрьму, принимал наркотики – опустился ниже некуда. Спрашивать, как он думает, какие будут последствия в долговременной перспективе в результате таких-то поступков. Он может думать, что с ним такого не случится, но всё же побоится, если эта ситуация появится в жизни.
Прямые запреты («потому что я так сказала!») не действуют на современных детей, они всё проверяют и должны сами оценивать перспективы. Подростки в силу своего развития управляются кнутом и пряниками. Но старайтесь перевести подростка на более разумный уровень – не ворует не потому, что боится, а потому что считает, что это неправильно, низко.
Базовые юридические понятия о преступлениях и наказаниях сыграют и другую положительную роль. Вырастить ребенка в идеальном мире без преступлений и наркотиков невозможно. Рано или поздно ему могут предложить попробовать наркотики или совершить правонарушение. И если эта ситуация ранее уже обсуждалась, проигрывалась, то он знает к чему это приведет и как поступить.
С одной стороны, ребенок будет более уверен в себе, а с другой может аргументированно отказаться и убедить своих сверстников не совершать преступление. Понимание ситуации, базовые юридические знания всегда вызывают уважение.
Интересные статьи:
Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста
Мама с ребенком на кухне: развитие, воспитание, семейные обязанности ребенка