«Обзавестись ребенком — значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела»
Когда ваш ребенок подрастает, растет и ваш страх, что с ним может что-то случиться.
Как рассказать детям о том, что существуют опасности, и даже такие страшные вещи, о которых просто невыносимо думать относительно к собственному ребенку?
Но мы обязаны научить их, как вести себя в таких ситуациях. Это жизненно важно. Поговорим о том, как правильно рассказывать детям про безопасность.
Сменить тактику запретов на четкие инструкции
Что мы говорим своим детям, когда беспокоимся за них?
- Не убегай!
- Не залезай на подоконник!
- Не разговаривай с незнакомыми!
- Не подходи к собаке!
- Не трогай спички!
Казалось бы, всё четко и понятно, но не для детей. Во-первых, это подпадает под ту известную концепцию, что мозг воспринимает образы и не распознает частицу “не”, поэтому концентрируется на том действии, которое прозвучало – то есть вместо “не бегай” мозг распознает сначала “бегай”, а уж потом до ребенка доходит, что делать это не рекомендуется. А может и не доходит…
Во-вторых, детям просто не всегда понятно, что мы имеем в виду. “Не разговаривай с незнакомыми” – а почему? а с кем конкретно? Ведь мы сами подаем им другой пример, разговаривая каждый день со множеством незнакомцев – продавцами, прохожими, другими мамами на детской площадке.
Поэтому сформулируйте четкие правила-инструкции:
- где можно или нельзя бегать,
- всегда спрашивать разрешения куда-то отойти или взять угощение у незнакомых людей,
- на велосипеде кататься только в парке,
- всегда обходить стороной люки,
- громко кричать, если чужой человек хватает, пытается увести,
- звонить родителям, прежде чем открывать дверь даже знакомому человеку,
- всегда рассказывать маме, если кто-то ведет себя непонятно, пытается прикасаться.
Предлагать альтернативу
Если мы не позволяем сделать ребенку то, что ему хочется, то можем столкнуться с двумя неприятными последствиями:
- интерес к запретному только разгорается,
- появляется желание действовать наперекор, назло родителям.
Поэтому по возможности старайтесь найти замену желаемому предмету или действию, или предложить сделать это в другое время или в другом месте. Например, нельзя зажигать спички, но можно задувать свечу. Нельзя кататься на парковке, но можно в сквере.
Как правильно рассказывать о последствиях нарушения правил
- Не бегай, упадешь!
- Не уходи, а то потеряешься, заберет полиция!
- Спи скорее, а то бабайка придет!
Такие привычные фразы ставят ребенка в роль жертвы, он представляет в своем воображении, какие опасности с ним происходят, появляются страхи. В результате в опасной ситуации он растеряется, будет парализован страхом.
Чтобы по-настоящему обезопасить ребенка, лучше всего смоделировать опасность (проиграть, нарисовать, слепить) с вымышленными персонажами или на примере из мультфильмов и сказок обсудить, как правильно им нужно действовать.
Как провести с детьми беседы про безопасность
К этому действительно стоит относиться серьезно, как к занятиям. Ответственно, но отвлеченно.
Ведь рассказывая об опасностях, которые могут подстерегать ребенка, мы неизбежно сами переживаем поэтому поводу, и он считывает невербально наш страх и сам начинается бояться.
Если вы испытываете страх, то он основан как правило на том, что вы не уверены, что ребенок справится с опасностью, что он знает как себя повести. Поэтому нужно четко сформулировать и заставить ребенка заучить правила поведения в опасной ситуации.
- как распознать злоумышленников и не поддаться на подкуп
- как использовать подручные средства для самозащиты (возможно, научить силовым приемам)
- какие прикосновения недопустимы и как вести себя в случае домогательств
- как реагировать на запугивания
Когда вы уверены, что ваш ребенок знает, как себя защитить в той или иной ситуации, вы будете более спокойны за него. Но периодически можно проводить проверки и тренировки, смотреть видео в интернете на тему безопасности, обсуждать ситуации из жизни, книг, фильмов.
Интересные статьи:
Учить ли ребенка читать и с какого возраста?