Вам знаком термин “раннее чтение”? Часто под ним понимают, что ребенка учат читать с 2-3 лет (а то и прямо с пеленок), когда он еще не начал активно говорить. Но в действительности ранним называется обучение чтению до школьного возраста.
Есть сторонники этого способа обучения, которые к развитию ребенка подходят по принципу “после трех уже поздно”. Есть те, кто уверен, что обучать грамоте до школы вредно, особенно самостоятельно. А случается зачастую так, что дети учатся читать как-то непреднамеренно, просто потому что им интересно, а мамам не лень заниматься с ними.
В нашей статье расскажем, учить ли ребенка читать, как и с какого возраста учить читать слова.
Один из главных принципов, которым следует руководствоваться – ребенку должно быть интересно. И когда бы вы ни заметили этот интерес к буквам и чтению – в 2, 4 или 6 лет – по закону зоны ближайшего развития нужно предоставить возможность развиваться в этом направлении. А чтобы не подавить это желание, занятия нужно проводить в виде игры.
А когда ребенку это становится интересно? Чаще всего в 4-5 лет. Обучение чтению детей с 4 лет дается намного легче и быстрее, чем в первом классе школы. И дело именно в интересе – в этом возрасте им нравится играть и возиться с буквами и словами. И обучение проходит совершенно незаметно в игровой форме, ведь не нужно сидеть за партой и корпеть над буквами.
Учить ли ребенка читать?
“Не надо ждать, не надо звать, а можно взять и почитать”
Преимущества раннего чтения:
- обучение чтению происходит интересней, легче и быстрее
- способствует развитию речи
- расширяется словарный запас и кругозор
- происходит тренировка памяти, внимания, мышления
- формируется орфографическая грамотность (зрительно запоминается правильное написание даже очень сложных слов)
- ребенок учится сам добывать информацию и запоминает её лучше
- любовь к книгам остается на всю жизнь
Не бойтесь заниматься с малышом дома, вовсе не обязательно записываться на специализированные занятия. В спокойной домашней обстановке с мамой он легко и естественно овладевает навыками чтения. Лучшего учителя и воспитателя, чем мама, не существует.
Когда лучше начинать учить читать
Говоря о времени начала обучения, нельзя сказать точно, во сколько учить ребенка читать. Это дело индивидуальное, и необходимо обратить внимание на следующие критерии готовности малыша:
- достаточно развитая речь (говорит предложениями, задает вопросы)
- различает и правильно воспроизводит звуки
- любит слушать, когда ему читают
- запоминает, может ответить на вопросы по тексту, частично пересказать сюжет
- интересуется буквами, книгами
Если ваш малыш еще не дотягивает по вышеперечисленным критериям, то отложите начало обучения на несколько месяцев и займитесь развитием речи, фонетики, памяти и внимания.
Как правило, имеет смысл целенаправленное обучение детей чтению с 4 лет, но не ранее. В этот период уже достаточно развиты речь, память, знакомство с грамотой дается легко и интересно.
Что будет, если вы займетесь этим раньше? Понадобится намного больше сил и времени, которое в тот момент лучше потратить на другие, более необходимые нужды – физическое и эмоциональное развитие. К подростковому возрасту нет никакой разницы между теми, кто стал читать в 3 или в 7 лет.
Как научить детей читать
Читайте ребенку сами с раннего возраста – часто, с удовольствием и то, что любит он. Прививайте любовь к книгам. Читайте сами книги и журналы, подавайте пример своим поведением.
В 1-3 года уделяйте внимание играм на развитие памяти и внимания, мелкой моторики – играйте с кубиками и пирамидками, делайте пальчиковую гимнастику, а также развивайте речь. Потом уже на базе данных навыков можно начинать обучение чтению с 4 лет.
Обучение должно происходить ненавязчиво, ненастойчиво, в игровой форме. Игровая деятельность в 4-5 лет – самое любимое занятие и ведущий способ развития. После чтения обыгрывайте прочитанное – с помощью игрушек и зверушек. Сначала покажите сценку сами, потом подключайте ребенка. Это позволит понять и запомнить сюжет, развить речь, поддерживать интерес. К обучению чтению ребенка с 4 лет подключайте обсуждение книги после прочтения.
Не стоит начинать с запоминания всех букв алфавита. Это тяжело и не поможет малышу понять, что значит читать. Следует учить читать слова целиком. Напишите слова на карточках и покажите малышу (можно руководствоваться методикой Домана или Шичиды). Так он поймет, что существуют слова, и станет запоминать их сразу целиком. Это более естественный и понятный для крохи подход.
Во время чтения и игр используйте соответствующие карточки со словами, подписывайте изображения на детских рисунках. Позже выкладывайте предложения из карточек с существительными и глаголами.
Придумывайте игры на ходу – пишите мелом на асфальте во время прогулки, лепите буквы из пластилина, выкладывайте их из палочек – всё, что ребенок делает сам, он очень хорошо запоминает.
С отдельными буквами и слогами тоже занимаемся, но главное не называть их как “эм” или “ка”, а говорить только звук – “м”, “к”, чтобы не запутать кроху. Многократно закрепляем выученные буквы, слоги и слова – рисуем, лепим, выкладываем из мозаики, счетных палочек и конструктора
Культивируйте понятие ценности книг. Бережно относитесь к ним, аккуратно складывайте на полку и поощряйте к этому детей. Дарите книги на праздники и радуйтесь им. Запишитесь в детскую библиотеку и позволяйте самостоятельно выбирать, что почитать.
Помните, что желание научиться читать заложено в детской природе! Чтобы поддержать это желание, занятия должны быть легкими и приятными. Очень важна регулярность, чтобы успело забыться то, что был выучено накануне. Он довольно быстро забывает то, что уже казалось бы хорошо было усвоено. А это расстраивает и маму, и малыша, а занятия становятся не такими приятными, интерес угасает.
А еще стоит расслабиться и не переживать по поводу, учить ли ребенка читать, с какого возраста, и пусть вас не преследует навязчивая идея, чтобы он скорее научился читать. Рано или поздно он освоит грамоту, а вот вы своим давлением можете навредить этому процессу. Поэтому расслабьтесь и просто занимайтесь любя, шутя и играючи.
Интересные статьи:
Как развивать ребенка? Направления раннего развития
Как развить творческое мышление ребенка. Элементы ТРИЗ в повседневной жизни
Как начинать рисование с ребенком? Учить ли детей рисованию?